|
ИСТОРИЯ 3 ГИАП: Георгий Дмитриевич Костылев
Фамилии этого человека нет в Советской Энциклопедии Великой Отечественной войны, несмотря на то, что был он Героем Советского Союза и принадлежал к лучшим пилотам советской истребительной авиации. Георгий Дмитриевич Костылев никак не вписывался в образ героя, созданный пропагандой. Прекрасный летчик, человек, который всегда говорил то, что думает, не признававший фальши и криводушия, он не был чужд многим сильным человеческим страстям.
Георгий Костылев родился 20 Апреля 1913 года в гор. Ораниенбауме, ныне город Ломоносов Ленинградской области, в семье рабочего. Окончил 9 классов средней школы, летную школу Осоавиахима, в 1934 году - Центральную летную школу в городе Тушино Московской области.18 августа 1939 года ему было вручено специальное удостоверение "За отличную технику пилотирования и акробатическое лётное мастерство". С 1939 года служил в авиации РККФ. С первых же дней Великой Отечественной войны на фронте. Служил в 5 ИАП ВВС КБФ, летал на истребителях И-16 тип 29. Несмотря на превосходство вражеской авиации, Костылев довольно неплохо справлялся с выполнением боевых задач. Однополчане ценили его не только за пилотажное мастерство и внимательность в бою, а прежде всего за то, что он всегда надежно прикрывал своих товарищей. К Апрелю 1942 года командир звена 3-го Гвардейского истребительного авиаполка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознаменного Балтийского Флота) гвардии старший лейтенант Костылев совершил 233 боевых вылета, провел 59 воздушных боев, сбил лично 9 и в составе группы 34 самолета противника. Штурмовыми ударами уничтожил много живой силы и техники врага. Фронтовая судьба порою преподносила Костылеву и неожиданные "сюрпризы". Так, 2 ноября 1941 года звено в составе Ефимова, Каберова и Костылева, патрулируя над Финским заливом в р-не острова Сомерс, перехватило и уничтожило финский бомбардировщик СБ. Однажды, в паре с Игорем Каберовым, он "отличился" и сбил свой истребитель - биплан И-153, приняв его за очередного финского "перевертыша". На этой "Чайке" летел начальник штаба 4-го ГвИАП подполковник Бискуп - он облетывал истребитель после ремонта. Самолет упал на окраине аэродрома, но летчик к счастью остался жив. 17 Мая 1942 года Костылев одержал одну из своих побед. В этот день в районе Кронштадта были сбиты летчики штабного штаффеля JG 54 - фельдфебель Герхард Лаутеншпагер (31 победа) и лейтенант Осси Унтерлерхнер (27 побед). И хотя машины Игоря Каберова и Георгия Костылева были серьезно повреждены, победу, в тот день, праздновали гвардейцы - балтийцы, а не их оппоненты. Число воздушных побед Костылева быстро росло. 23 Октября 1942 года за мужество, героизм и высокое воинское искусство, проявленные в боях с врагом, гвардии капитану Костылеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1943 году Костылев во время предоставленного ему отпуска поехал к матери, которая жила в блокадном Ленинграде. То, что он здесь увидел, поразило его: люди умирали от голода и холода, питались кожаными ремнями, за водой надо было идти к замерзшей Неве. Незадолго до возвращения в свою часть Костылев познакомился с одним "тыловым" полковником, который пригласил известного летчика на встречу. Каково же было удивление Георгия Костылева, когда он увидел богато обставленную квартиру и стол, ломившийся от еды и изысканного алкоголя. Возмущенный Костылев отчитал полковника, а когда тот схватился за пистолет, забрал у него оружие и избил. Вскоре Георгия Костылева арестовали и судили. Он был разжалован до рядового, его лишили всех наград и звания Героя Советского Союза. 2 Августа 1943 года гвардии капитан Костылев обнаружил над Финским заливом два Fw190 и один из них уничтожил. Лейтенант Херберт Броэндле (58 побед) выпрыгнул из горящего истребителя, спустился на парашюте и был взят в плен экипажем нашего торпедного катера. За мужество, проявленное в боях, в 1944 году Костылеву вернули награды и звание майора. Вскоре после этого он был назначен главным инспектором истребительной авиации Балтийского Флота. В этой должности он и закончил войну. Несмотря на то, что ему категорически запрещалось выполнение боевых вылетов, летчик при каждой возможности нарушал этот запрет. Вылетая на боевые задания, в составе групп истребителей инспектируемых частей, Костылев сбил еще несколько самолетов. Так, 21 Июля 1944 года "Фокке - Вульфы" из 5/JG 54 над Балтийским морем подверглись атаке двух Ла-5ФН из 3-го ГвИАП, которые уничтожили три машины. Победы были записаны на счет гвардии майора Костылева и лейтенанта Прасолова, однако первый участвовал в вылете неофициально, и не состоял на тот период в составе 3-го ГвИАП. Официальные данные утверждают, что во время войны Георгий Костылев выполнил 418 боевых вылетов и участвовал в 112 воздушных боях (по другим источникам - 400 вылетов и 89 боев, возможно первые цифры приведены с учетом Финской войны). За это же время он одержал 20 личных побед и 34 - в составе группы (некоторые источники сообщают о 43 личных и 3 групповых победах, что маловероятно - известно, что во время исполнения Костылевым функций главного инспектора, одержанные им победы записывались на счет соединения, в котором он выполнял полеты, либо на счет командира этого соединения). Сам же Костылев не придавал этому ни малейшего значения. За время боевых действий летчик освоил самолеты ЛаГГ-3, "Харрикейн", МиГ-3, Як-1, а закончил войну на Ла-5Ф.
После войны Георгий Дмитриевич остался на службе в ВМФ. С 1953 года майор Костылев - в запасе. За период службы награжден Орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), медалями. Умер 30 Ноября 1960 года. Похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в городе Ломоносове, где его именем названа улица. |
Все права защищены. All rights reserved. (c) 2002 |